реклама
реклама

Строительство и ремонт


По данным крупнейшего белорусского интернет-центра недвижимости в последние недели наблюдается максимальный за более чем трехлетнюю историю уровень предложений квартир. Большинство из них выставлено на продажу через агентства. По каким причинам владельцы жилья соглашаются платить немалые деньги за услуги АН, и довольны ли они этим сотрудничеством?

агентство недвижимости
Фото - visotki.com.

Агентства недвижимости за помощь в покупке-продаже недвижимости просят суммы, размер которых намного превышает средние зарплаты по стране. Но многих это не останавливает. Мы побеседовали с бывшими клиентами АН и поинтересовались, по каким причинам они совершали дорогие сделки через агентства и остались ли они довольны результатами совместной работы.
     
Ряд интервьюируемых коснулись вопроса оказания информационных услуг. Так, Леонид, продавец 2-комнатной квартиры, сообщил "агенты размещают объявления о продаже жилья на своих сайтах, в газетах и в крупнейшем интернет-центре недвижимости. В моем случае изначально в СМИ поступила некорректная информация о квартире. На исправление ушло несколько дней. Сам я бы внес правки за 15 минут". Ольга, продавец 1-комнатной квартиры, поделилась собственными наблюдениями: "Мое мнение – сайты агентств и газеты – это не то, откуда приходят люди. Абсолютное большинство потенциальных покупателей смотрит каталог. И даже если у кого-то нет интернета и компьютера (например, у людей старшего поколения), то у них есть знакомые или родственники, которые могут посмотреть, посоветовать, подсказать. С таким сталкивалась при покупке дома в деревне. Его неоднократно хотели купить пенсионеры: они звонили и говорили, что сами не видели фотографии, но дети сказали, что в интернете дом нашли. То же самое я предполагаю было бы и с квартирами. То есть если вам надо выставить на продажу квартиру, то интернет-центр недвижимости позволяет сделать это самостоятельно и бесплатно".
 
Многие отдали должное агентам, которые выстраивают сложные "цепочки" из квартир. Звенья формируют путем подписания предварительного договора, согласно которому стороны выражают свои намерения через определенный промежуток времени совершить сделку. Николай, покупатель 4-комнатной квартиры, рассказал: "В моей цепочке участвовало 6 квартир от нескольких агентств. В день сделки я случайно узнал, что одно из начальных звеньев за пару недель до подписания итогового договора разорвалось. Но "вышедшей" из цепочки квартире очень быстро нашли замену, несмотря на то, что жилье было в Гатово. В этом вопросе мне очень повезло".
 
Противоречивые мнения мы услышали о работе агентов, показывающих квартиры потенциальным покупателям. Дмитрий, продавец 1-комнатной квартиры, негодовал по поводу того, что его агент в 80% случаев не приходил сам, а лишь присылал людей. То есть Дмитрию приходилось самому показывать квартиру и отвечать на вопросы, некоторыми из которых он не владел. В то же время он справедливо отметил, что при продаже квартиры его родителями присутствие агента при показах квартиры было стопроцентным.
 
Была отмечена работа агентств в непростых и иногда запутанных ситуациях. Алеся, продавец 2-комнатной квартиры, рассказала: "По законодательству РБ райисполкомы должны вынести решение о том, согласовывают ли они изменения в условиях проживания для несовершеннолетних детей. Теоретически, если квартира меняется с большей на меньшую, то это значит ухудшение жилищных условий для несовершеннолетнего, и исполком имеет право в этом отказать, при этом не видя квартиру, не зная о конкретном положении дел в семье и конкретных обстоятельств. За нас все сделало агентство: подало документы в исполком, который рассмотрел нашу заявку и принял решение о том, что согласовывает возможность продажи, потому что мы расширяем жилплощадь. Но покупательница нашей квартиры меняла большее жилье на меньшее, и мы опасались, что ей с ее 3-летним ребенком разрешение исполком не даст. Агентству удалось утрясти и этот вопрос".
 
Борис, покупатель 3-комнатной квартиры, подчеркнул, что некоторые агентства во время сделки проверяют подлинность банкнот. Для этого они приглашают банковского сотрудника. Борис отметил, что без этой операции можно было бы обойтись, но "многие наши люди не любят безналичные расчеты и даже до сих пор боятся банковских карточек. Поэтому приходится во время сделки ездить между агентствами с пачками долларовых сотенных купюр, перемотанных скотчем и лежащих в рюкзаке. Это попахивает неандертальством, но для наших людей это, наверное, наиболее приемлемый вариант: все видят деньги, банкноты в руках, никто никого не обманывает".
 
Многие интервьюируемые признали, что заключали сделку с агентством ради собственного спокойствия. По мнению Дмитрия, "покупка квартиры – рискованное мероприятие. Есть такие аспекты, как дееспособность людей, которые продают жилье, а также история квартиры. Агентство по договору несет ответственность за проверку юридической чистоты квартиры. Это основной риск.  И за этот риск ты платишь".
 
Нашлись среди наших собеседников и те, кто в определенных условиях считает небезопасным работать с АН. Анастасия, продавец 2-комнатной квартиры, боялась сделки. "Я продавала свою квартиру через одно агентство, а покупала через другое. Сделка была назначена в один день. Предварительно сообщалось, что она произойдет за одним столом. На самом деле все происходило в разных местах. Я думала, что вдруг продам свое жилье, а продавцы моей будущей квартиры в последний день передумают совершать сделку либо "заломят" цену. Тогда пришлось бы срочно подыскивать другой вариант – ведь из старой квартиры я в скором времени должна была съехать. К счастью, мои опасения были напрасными и все закончилось благополучно, так как агентства между собой хорошо сработали".
 
В ходе нашего опроса мы услышали полярные мнения о работе агентств недвижимости. Большинство сводилось к тому, что при продаже квартиры можно действовать самому. В то же время не все потенциальные покупатели готовы идти на такую сделку, так как они боятся за чистоту квартиры. Многие сомневаются и в том, что способны самостоятельно разобраться во всех законодательных моментах. В отдельных случаях работа с АН – это необходимость. Такие ситуации бывают, к примеру, если продавец географически находится в другом месте и у него нет возможности напрямую решать все вопросы.

Участвуйте в обсуждениях на нашем форуме в разделе "Выбираем агентство" и изучайте компании, возводящие здания, в Каталоге TUT.BY
реклама