реклама

Инженерия


70 лет назад, в 1944 году, в Нью-Йорке было организовано Общество промышленных дизайнеров, которое стало фундаментом становления новой профессии. Благодаря ее развитию западные потребители увидели красивые, функциональные и конкурентоспособные товары. В нашей же стране на протяжении десятилетий промдизайн оставался в зачаточном состоянии. О нынешнем положении дел в этой сфере и о том, как в условиях ограниченных возможностей можно добиться успехов, расскажет дизайнер международного уровня Игорь Соловьев. 
 
Игорь Соловьев

Игорь, Вы известны как талантливый промышленный дизайнер, с которым охотно работают мировые бренды. Назовите компании, с которыми Вы сотрудничали.
- Первый опыт работы с иностранным заказчиком я получил с французской фирмой Objets Design, производящей мелкую электронику, аксессуары и канцелярские принадлежности продукцию. В рамках сотрудничества с компанией Producto POP (США), которая занимается продвижением товаров на американский рынок, я участвовал в разработке проектов упаковки и презентационных материалов для таких брендов, как Absolut, Smirnoff, Johnnie Walker, Ballantine's, Baileys, Grey Goose, Pepsi-Cola и др. В настоящее время я работаю с Итальянско-Гонконгской компанией Simplicity Urban Solutions Ltd., которая представляет европейский дизайн на китайском рынке.

упаковка от И. Соловьева

- Вы ведете активную деятельность: помимо основной работы рецензируете дипломные проекты, читаете лекции, участвуете в конкурсах, как в качестве конкурсанта, так и члена жюри. Расскажите, какими призами и наградами были удостоены Ваши работы?
 
Мария Соловьева- В начале карьерного пути я попал в шорт-лист международного конкурса "Design a key and what it opens", проводимого интернет-сообществом Designboom и пивной компанией Beck's. Отмечен дипломами и здесь, в Беларуси, в том числе дипломом "Надзея Прафесii" на мебельном конкурсе. В 2004 году моя разработка для компании ЗАО "Миран" получила золотую медаль на выставке РОСУПАК в Москве и диплом в номинации "Росупак выбирает дизайнера". Отмечен 11 наградами международного дизайнерского сообщества "Design and Design" в Париже. В прошлом году проект стула "Гипносис", разработанный совместно с Дмитрием Самалем, стал победителем конкурса "Постулат". Под конец года нас с супругой Марией, которая тоже дизайнер и вместе со мной принимала участие во многих проектах, порадовал диплом лауреатов конкурса "Дизайн-содружества 2013", проводимый в Смоленске.
 
- Где можно купить вещи, которые Вы создали?
- Периодически встречаю свою упаковку для косметической продукции в наших магазинах, хотя большая часть поставляется на российский рынок. Мебель из искусственного ротанга представлена в основном на азиатском рынке, но отдельные коллекции, производимые под брендом Bellarden, можно купить в Петербурге, Москве и Киеве. Некоторые аксессуары были произведены и продавались во Франции. Регулярно, под Новый год в наших гипермаркетах появляется подставка под елку.
 
мебель из ротанга 
 
- Пользуетесь ли Вы своими творениями? Какая мебель и аксессуары у Вас дома?
- В основном у нас мебель, изготовленная под заказ по нашим эскизам. В семье сейчас двое маленьких детей и это во многом определяет функциональность нашего интерьера. Конечно, хочется, чтобы все, что окружает тебя, соответствовало твоим установкам, приоритетам, устремлениям. Стараемся подбирать именно такие вещи. Конечно же, очень приятно жить в окружении объектов, которые ты сам создаешь. Тогда ты получаешь постоянную энергетическую подпитку, как бы ощущаешь обратную связь с тем, что сделал. Когда твои идеи воплощаются в материале – это дает максимальное чувство самореализации. Ну и, кроме того, это лучшая возможность проверить собственные идеи на практике. Надеюсь, в будущем, мой интерьер будет полностью собран из наших работ.
 
полки
 
- Игорь, как Вы добились успеха? С чего начинали? Расскажите о том, как получили первое признание.
упаковка для косметики- Честно говоря, я не считаю, что добился какого-то особого успеха. Просто делаю то, во что верю и что люблю. Учился в Белорусской государственной академии искусств, затем там же – в аспирантуре. На последнем курсе академии, в 2003 году, устроился в белорусскую компанию по производству пластиковой упаковки для косметики ЗАО "Миран".
 
Одним из первых ярких проектов была упаковка для косметики на основе козьего молока для российской компании "Косметика XXI". Первоначально мало кто верил в коммерческий успех этого проекта, и он позиционировался, скорее, как имиджевый, демонстрирующий возможности производства. Но приятно удивили объемы продаж, которые в десятки раз превысили ожидания, что позволило заказчику запустить линейку новой продукции, для которой мы сделали еще несколько эксклюзивных проектов.

Примерно в это же время появился проект одноразовых часов Timeflex, которые мы с супругой представили на конкурс, проводимый американской компанией "Timex". Тема звучала так: "Как будут выглядеть часы через 150 лет". Мы придумали самоклеящиеся, одноразовые часы, которые можно наклеить на любую поверхность, а после использования – выбросить. Этот проект не был отмечен жюри, не смотря на то, что у победителя была схожая идея: часы, смотанные в виде бобины скотча, которые тоже отрываются и наклеиваются. Какое-то время этот проект просто лежал у нас в портфолио пока один из интернет-порталов (Yankodesign) не опубликовал его. После этого на нас обрушился шквал писем с главным вопросом "Где купить?". Был большой интерес со стороны печатных и электронных СМИ. Я даже выступал на эквадорском радио. Наш первый заметный проект, хоть и не был реализован, зато принес некоторую известность и первых иностранных заказчиков. 
 
одноразовые часы
 
Самый яркий и раскрученный на данный момент проект – созданная 3 года назад, энергосберегающая лампа "Озарение". Эта идея привлекла к себе огромное внимание, сразу после публикации в интернете. Многие интернет-порталы размещают ее до сих пор. Практически каждый день мы получаем письма с вопросами о покупке готового изделия или о возможности использования самого изображения лампы. Мы продали авторские права российскому представительству французской фармацевтической фирмы для использования изображения лампы в ее рекламной кампании. Гонорар пошел на поиски потенциального производителя. Пока произвести объект не удалось, но изготовлен действующий макет, который уже экспонировался на выставках в Польше и Эстонии, а в скором времени будет представлен в Вильнюсе и в Минске на выставке "Лiхтарт".
 
лампа "Озарение"
 
- С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?
- В процессе разработки лампы мы столкнулись с тем, что, простая на первый взгляд идея, оказалась крайне сложной в воплощении. Поэтому для помощи в реализации этого проекта, мы привлекли партнеров, с которыми я в настоящее время сотрудничаю. Уже проделана немалая работа по поиску производителей в Китае, выявлено немало технологических сложностей. Возможно, придется отказаться от энергосберегающей технологии CFL и заменить ее более современной. Скорее всего, проект еще претерпит ряд изменений, но, будем надеяться, что он от этого только выиграет. Очень хочется, чтобы все получилось!
 
Еще целый ряд проблем возникает, когда промышленный дизайнер пытается своими силами произвести опытный образец или действующий макет изделия, и с ним уже искать заказчика. Основная трудность – в степени доступности материалов и технологий. Изготовление опытного образца требует участия производственных фирм, которые не хотят "отвлекаться" на мелкие частные заказы. Выпускать сразу крупную партию на начальном этапе смысла нет. Все больше набирающая в мире популярность технология выращивания объектов на 3D-принтере в Беларуси имеет непомерно высокую стоимость. Многие фирмы не работают с физ. лицами и не могут продать одну единицу материала, а уж тем более, если она эксклюзивной расцветки. Да и при кажущимся богатстве выбора, найти что-то нестандартное нелегко: например, цветной провод для светильников, нестандартную фурнитуру, да и просто качественный материал. Аренда мастерской, оборудования, покрасочного цеха – также влечет за собой целый ряд затрат. Открывать ИП или оформлять фирму, чтобы произвести несколько макетов в год – не целесообразно. Государственной заинтересованности или какой-либо поддержки в настоящее время нет.
 
Для сравнения, в Эстонии (в прошлом году мы участвовали в Таллиннской неделе дизайна и общались с местными ребятами) государство в немалой степени берет на себя финансирование творческих выставок. Во многих случаях предоставляет выставочное оборудование, стенды, возможность распечатки материалов. В нашей стране все зависит от личной инициативы автора и возможностей его семейного бюджета. Думаю, именно поэтому на выставках отечественного дизайна превалирует хэнд-мэйд, трэш-арт и разного рода инсталляции. Без внешних инвестиций поддерживать творческую инициативу крайне тяжело.
В настоящее время я как раз занят изготовлением нескольких макетов, поэтому сталкиваюсь с подобными трудностями постоянно. 
 
- Всегда ли Вам удается реализовать идею так, как она видится заказчиком? Бывали ли случаи, когда сделанный проект был не тем, чего хотел заказчик?
- И да, и нет. Промышленный дизайнер не может не учитывать ограничения, которые существуют на конкретном производстве. Здесь важно понять истинное положение дел. Когда приходит заказчик и говорит: "Я хочу сделать такой объект", а ты понимаешь, на этом производстве так сделать нельзя, об этом надо говорить, и чем раньше – тем лучше. Можно нарисовать все что угодно и так, как хочет заказчик, но готовое изделие таким не будет.
 
Такие ситуации возникают, когда не совсем правильно организован процесс, не сформулирована задача или дизайнер неверно ее понимает. А вообще, любой готовый объект в той или иной степени отличается от первоначальной задумки, поскольку в процессе производства всегда надо что-то доводить и корректировать. Да и восприятие изображения проекта на бумаге или мониторе отличается от восприятия материального объекта. Но в этом и вся прелесть, чтобы с учетом всех ограничений сделать что-то красивое и достойное.
 
- Сколько в Беларуси работает дизайнеров высокого уровня, чьи имена известны в других странах мира?
- Есть люди, которые не работают за границей, их знают в узких кругах, но они делают хорошие вещи, и к тому же в таких условиях, в которых иностранный дизайнер творить не смог бы. Вообще, практикующих промышленных дизайнеров у нас немного. Мое окружение – это несколько десятков человек, которые пытаются держаться в этой сфере. Очень многие молодые и талантливые ребята уезжают даже не из корыстных соображений, а из-за того, что хотят поработать в компаниях, где дизайн-процесс отлажен по-настоящему.
 
У нас почему-то не принято популяризировать имя дизайнера. Например, ИКЕЯ ставя имя автора на каждом изделии, не только персонализирует предмет, но и продвигает шведский дизайн на мировом рынке. В то же время за новыми моделями белорусских троллейбуса, автобуса и трамвая стоят фамилии конкретных дизайнеров: А. Длотовский, Д. Иванов, О. Куропатский, но об этом мало кто знает. Хотя имя шеф-дизайнера Фольксваген групп – Вальтер де Сильва – известно всем.
 
- Вы сотрудничаете в основном с зарубежными компаниями. Не планируете ли уехать заграницу? Возможно, там было бы для Вас больше возможностей роста и развития?
- Да, наверное, за границей возможностей было бы больше. С другой стороны, там и дизайнеров больше, конкуренция жестче. Везде существуют свои особенности, свои преимущества и недостатки. Часто кажется, что лучше там, где нас нет. Но счастье – внутри нас, за ним куда-то ехать не нужно. При этом я не против получить опыт работы с какой-нибудь интересной компанией, независимо от места ее расположения.
 
кресло-шезлонг "Гипносис"
 
- Одна из целей промышленного дизайна – повышение конкурентоспособности товаров. Есть ли у Вас данные о том, что товары в новой упаковке, созданной Вами, начинали лучше продаваться?
- Думаю, что да: во время моей работы в ЗАО "Миран", многие заказчики приходили вновь для разработки следующих проектов. Мы работали в плотном контакте с теми людьми, которые продают конечную продукцию, у них было понимание того, что должно получиться в конечном итоге. Ведь коммерческий успех зависит не только от дизайна упаковки, но и от качества ее производства, правильного позиционирования на рынке, ценового уровня, состава продукта и многих других факторов.
 
- В последнее время в белорусских СМИ часто говорят о загруженности складов и плохой продаваемости отечественных товаров. Что в этой связи можно посоветовать нашим предприятиям, в каких отраслях дизайн может стать "продающей" силой?
- Дизайн – это серьезный экономический рычаг, и, наверное, нет той сферы, в которой он не оказывал бы воздействия. Продажи – не исключение. Только нужно понимать, что дизайн не панацея, он хорошо работает, когда не рассматривается как фаза создания чего-либо, а присутствует на всех этапах производства как системный и комплексный подход, начиная от идеи и заканчивая потреблением и утилизацией. В случаях, когда менять, по сути, можно только цвет, фактуру и, грубо говоря, радиусы закруглений, отдача от дизайнера может быть не такой заметной. С другой стороны, применяя инновации, пробуя нестандартные подходы, внедряя новые технологии, предприятие, конечно же, идет на риски, но и выигрыш может оказаться значительным.
 
В качестве примера можно вспомнить сотрудничество дизайнера Джонатана Айва и Стива Джобса. Они продумывали не только концепцию изделия, пользовательские характеристики и его внешний вид. Их интересовали мельчайшие детали всего производственного процесса, красота расположения элементов на платах (!), эстетика внутренних поверхностей корпусных деталей, организация службы сервиса, упаковки конечной продукции, интерьер фирменных магазинов и способы продаж. Да, при этом конечная продукция была дороже, чем у конкурентов, но она обладала дополнительными потребительскими свойствами – набором качеств, с помощью которых била все рекорды продаж. 
 
Наверное, побеждает идея и наличие безудержной веры в нее. Важны, конечно, и благоприятные условия. Бессмысленно навязывать предприятию свыше решения о покупке тех материалов и комплектующих, которые производит соседний завод, только для того, чтобы продлить его стагнацию. Руководитель должен иметь свободу выбора и право распоряжаться своими ресурсами. Только тогда он сможет в полной мере отвечать за качество производимой им продукции. Думаю, что при таком подходе и дизайн займет свое органичное место и будет эффективно работать.
 
кресло "Офо"
 
- Как Вы оцениваете отрасль, в которой работаете, в рамках нашей страны? Назовите наиболее существенные проблемы. Как их можно решить? 
- Проблем хватает. Причем начиная с образования. Сейчас многие ВУЗы выпускают специалистов-дизайнеров, не говоря уже о бесчисленных курсах, где за несколько месяцев можно получить диплом. Это, мне кажется, обусловлено скорее желанием заработать на подготовке дизайнеров, чем реальной необходимостью такого большого числа специалистов в нашей стране. Это приводит к тому, что "обесценивается" значение дизайна. Ведь в глазах окружающих дизайнером можно стать за несколько месяцев. Отсюда и недоверие и недооценка отечественных специалистов.
 
Еще одна проблема – в отсутствии опыта взаимодействия дизайнера и представителей производства, в нежелании слушать и доверять друг другу. Исторически дизайн у нас возник не из-за экономической необходимости, а скорее как некое искусственное образование. Даже само слово дизайн было долгое время под запретом. К слову сказать, еще не так давно на некоторых предприятиях не было такой должности. Ты мог быть художником-оформителем, художником-конструктором или просто конструктором, но не дизайнером, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы тебе подняли зарплату, нужно было сдавать на категорию конструктора. Вполне естественно, в такой ситуации мало кто из руководителей предприятий может воспользоваться возможностями специалиста в полной мере.
 
Многие предприятия, копируют импортные аналоги. С одной стороны это делается для минимизации рисков – ведь копируют, как правило, коммерчески успешные проекты. С другой стороны – для минимизации расходов – не надо платить дизайнеру. В процессе же адаптации к существующему производству аналог претерпит такие изменения, что чужой патент действовать не будет. Для многих копирование кажется единственным выходом. Но если посмотреть на эту ситуацию шире, то все окажется не так уж и хорошо. Воспроизведение уже произведенного объекта – это повторение вчерашнего дня. Особенно если учесть, что время освоения производства может занимать и год и более. Это значит, что к моменту выхода готового изделия оно запоздает на несколько лет. В такой ситуации сложно говорить о каком-то развитии. Это скорее напоминает выживание. Уже не говоря о том, что мы теряем возможность приобрести тот опыт взаимодействия между дизайнером и производством, о котором я говорил.
Вероятно, если бы было больше мелких частных производственных компаний, которые в сравнении с предприятиями-гигантами обладают большей гибкостью, скоростью принятия решений и выхода готового продукта – ситуация менялась бы в лучшую сторону быстрее.
 
Было бы неплохо, активнее вести популяризацию промышленного дизайна: проводить специализированные выставки, конкурсы наподобие RED DOT в Германии или "Знака качества" в СССР, создавать национальные премии, вводить поощрения для отечественных производителей за внедрение авторских разработок белорусских дизайнеров.
 
- Игорь, расскажите о положительных сдвигах в области промышленного дизайна в нашей стране.
- Безусловно, есть и положительные моменты. Я уже упоминал о появлении новых средств общественного транспорта, созданных при непосредственном участии белорусских дизайнеров. Услугами отечественных специалистов активно пользуются и частные мебельные производства.
 
Союз дизайнеров Беларуси регулярно инициирует проведение тематических выставок и конкурсов. Так в прошлом году в рамках мебельного салона проходила выставка "Постулат". В феврале текущего года планируется экспозиция авторских светильников под названием "Лiхтарт". Налажены какие-то зарубежные связи: за последнее полугодие показ работ белорусских дизайнеров состоялся в Варшаве, Таллинне и Смоленске. В принципе, у активных авторов есть возможность проявить себя.
 
Во многих столицах мира ежегодно происходит такое событие, как "Design Week". На протяжении недели в разных уголках города и на самых необычных площадках проводятся посвященные дизайну семинары, мастер-классы, выставки, фэшн-показы, вечеринки и другие мероприятия. Приезжают представители творческой элиты из других стран, – пообщаться, обменяться опытом. Дизайнерское сообщество становится ближе не только заинтересованным людям, но и обычным горожанам, делая их жизнь красочнее и ярче. Привлекаются туристы.
 
В нашей стране также несколько раз проводили Design week Minsk. И, между прочим, были интересные моменты, нашлись талантливые и творческие люди. Но, к сожалению, мероприятие пока не стало таким масштабным, как хотелось бы – все, как всегда держится исключительно на инициативе нескольких человек.
 
Думаю, что пока существуют неравнодушные люди, будет что-то происходить и у нас. Но не надо забывать, что на голом энтузиазме далеко не уедешь.
 
светильник "Аксис"
 
- Расскажите об опыте России, которая в последние годы на государственном уровне пытается содействовать развитию промышленного дизайна. Каких успехов в этом вопросе добились наши соседи?
- В России программа государственной поддержки промышленного дизайна развивается достаточно давно и курируется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Проводятся научные исследования, открываются новые музеи, происходят различные мероприятия в сфере дизайна – идет его популяризация.
 
Кроме того, в России больше частных производств, которые работают на внутренний рынок. Средний и малый бизнес, как правило, гибче подходят к вопросам, связанным с запуском и апробированием новых идей и проектов. У них более активно идет борьба за выживание и дизайн в ней используется, как реальный экономический рычаг.
 
Нам, чтобы окупить затраты на производство, в большинстве случаев нужно ориентироваться на экспорт, а конкурировать с гигантами глобального рынка крайне не легко. Тем более, если предприятие обложено целым рядом ограничений и обязательств, а руководитель не смеет принять нестандартное решение под страхом уголовной ответственности.
 
Тут можно пожелать только быть гибче. Возможно, нам придется стать не экспортной страной в плане товаров, а экспортной страной в плане идей.
 
- Как Вы оцениваете перспективы развития промышленного дизайна в Беларуси? От чего зависит будущее промдизайна?
- Перспективы неплохие. В нашей стране много древесины, у нас удобное географическое расположение. Я думаю, при правильном распределении ресурсов и расстановке акцентов, у нас перспективы очень хорошие. Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики был одним из самых сильных в Советском Союзе. Частично, мы еще пользуемся этим наследием. В Беларуси хороший человеческий потенциал. Есть люди готовые делать актуальные вещи, даже в существующих условиях.
 
кресло "Кристалл"
 
- Что бы Вы пожелали молодым дизайнерам, желающим добиться высот в профессии?
- Много работать. Нужно понимать, что ты хочешь делать, что тебе интересно, в чем ты лучше. Нельзя останавливаться из-за каких-то неудач. Неудачи бывают у всех и всегда – это нормальный рабочий процесс.
 
- Можете ли поделиться своими мечтами, планами на будущее? 
- У всех цель одна – быть счастливым, самореализоваться. Надеюсь, что эта самореализация выльется в какие-то знаковые вещи. Хочется, что бы то, что ты делаешь, приносило радость и эмоциональную подпитку тем людям, которые взаимодействуют с твоими произведениями.
 
Участвуйте в обсуждениях на нашем форуме в разделе "Услуги дизайнера" и изучайте компании, оказывающие услуги по дизайну интерьера в Каталоге TUT.BY.
реклама
0059666