реклама
реклама

Инженерия


Олеся Смирнова,

70 лет назад, в 1944 году, в Нью-Йорке было организовано Общество промышленных дизайнеров, которое стало фундаментом становления новой профессии. Благодаря ее развитию западные потребители увидели красивые, функциональные и конкурентоспособные товары. В нашей же стране на протяжении десятилетий промдизайн оставался в зачаточном состоянии. О нынешнем положении дел в этой отрасли и о перспективах ее развития нам рассказал дизайнер международного уровня Игорь Соловьев. 
 
промышленный дизайн
Игорь Соловьев. Фото TUT.BY.
 
Игорь Соловьев – талантливый промышленный дизайнер, с которым охотно работают мировые брэнды. Среди его заказчиков были французская компания Objets Design (производство электроники и аксессуаров), американская Producto POP (выпуск напитков под торговыми марками Absolut, Smirnoff, Johnnie Walker, Ballantine's, Baileys, Grey Goose, Pepsi-Cola и др.), итальянско-гонконгская Simplicity Urban Solutions Ltd. (производство мебели).
 
упаковка - промышленный дизайн
Упаковка Johnnie Walker, созданная Игорем Соловьевым.
 
промышленный дизайн. супруга Соловьева
Мария - супруга Игоря Соловьева.
Помимо основной работы Игорь рецензирует дипломные работы, читает лекции, участвует в конкурсах, причем не только в качестве конкурсанта, но и члена жюри. Его работы, многие из которых созданы совместно с супругой Марией, неоднократно были удостоены наградами и призами: дипломом "Надзея Прафесii" на мебельном конкурсе в Беларуси, золотой медалью на выставке РОСУПАК в Москве и дипломом в номинации "Росупак выбирает дизайнера", 11 наградами международного дизайнерского сообщества "Design and Design" в Париже, дипломом лауреатов конкурса "Дизайн-содружества 2013", проводимым в Смоленске. Кроме того, проект стула "Гипносис", разработанный совместно с Дмитрием Самалем, стал победителем конкурса "Постулат", а проект одноразовых часов Timeflex попал в шорт-лист международного конкурса.
 
Проекты Игоря можно купить в разных уголках мира: начиная с России и Беларуси, и заканчивая Францией и странами Азии.
 
промышленный дизайн мебели
Мебель из искусственного ротанга, созданная Игорем, продается в азиатских странах и во Франции.
 
промышленный дизайн часов
Самоклеящиеся одноразовые часы Timeflex принесли Игорю профессиональный успех. Были представлены на конкурс, тема которого звучала "Как будут выглядеть часы через 150 лет". Проект принес первую известность и иностранных заказчиков.

промышленный дизайн лампы
Энергосберегающая лампа "Озарение" – один из самых ярких проектов Игоря Соловьева. Привлекла к себе огромное внимание СМИ, интернет-пользователей и компаний, готовых продавать лампу в своих магазинах. Игорем были проданы авторские права французской фармацевтической компании для использования изображения лампы в рекламной кампании.

Созданные Игорем вещи полностью решают задачи промдизайна: они красивы, функциональны и коммерчески успешны. Так, его упаковка для косметики ЗАО "Миран" на основе козьего молока, изначально представлявшая собой имиджевый проект, помогла добиться огромных объемов продаж, которые в десятки раз превысили ожидания. Между тем Игорь отвечает, что "коммерческий успех зависит не только от дизайна упаковки, но и от качества ее производства, правильного позиционирования на рынке, ценового уровня, состава продукта и многих других факторов". 
 
промышленный дизайн упаковки косметики
Упаковка для косметики на основе козьего молока.

Мы попросили Игоря высказать свое мнение по поводу загруженности складов и плохой продаваемости отечественных товаров, о чем в последнее время пишут СМИ. Что в этой связи можно посоветовать нашим предприятиям? В каких отраслях дизайн может стать "продающей" силой? "Дизайн – это серьезный экономический рычаг, и, наверное, нет той сферы, в которой он не оказывал бы воздействия. Продажи – не исключение. Но дизайн – не панацея, он хорошо работает, когда не рассматривается как фаза создания чего-либо, а присутствует на всех этапах производства как системный и комплексный подход, начиная от идеи и заканчивая потреблением и утилизацией. В случаях, когда менять, по сути, можно только цвет, фактуру и, грубо говоря, радиусы закруглений, отдача от дизайнера может быть не такой заметной. С другой стороны, применяя инновации, пробуя нестандартные подходы, внедряя новые технологии, предприятие, конечно же, идет на риски, но и выигрыш может оказаться значительным".
 
В качестве примера Игорь напомнил о сотрудничестве дизайнера Джонатана Айва и Стива Джобса, которые продумывали не только концепцию изделия, но пользовательские характеристики и его внешний вид. Их интересовали мельчайшие детали всего производственного процесса, красота расположения элементов на платах, эстетика внутренних поверхностей корпусных деталей, организация службы сервиса, упаковки конечной продукции, интерьер фирменных магазинов и способы продаж. Да, при этом конечная продукция была дороже, чем у конкурентов, но она обладала дополнительными потребительскими свойствами – набором качеств, с помощью которых била все рекорды продаж.
 
"Наверное, побеждает идея и наличие безудержной веры в нее. Важны, конечно, и благоприятные условия. Бессмысленно навязывать предприятию свыше решения о покупке тех материалов и комплектующих, которые производит соседний завод, только для того, чтобы продлить его стагнацию. Руководитель должен иметь свободу выбора и право распоряжаться своими ресурсами. Только тогда он сможет в полной мере отвечать за качество производимой им продукции. Думаю, что при таком подходе и дизайн займет свое органичное место и будет эффективно работать", – отмечает Игорь.
 
Дизайнер называет и другие проблемы, существующие в отрасли, причем многие из них начинаются с образования. Сейчас многие ВУЗы выпускают специалистов-дизайнеров, не говоря уже о бесчисленных курсах, где за несколько месяцев можно получить диплом. Это, по словам Игоря, обусловлено скорее желанием заработать на подготовке дизайнеров, чем реальной необходимостью такого большого числа специалистов в нашей стране. Все это приводит к тому, что "обесценивается" значение дизайна. Ведь в глазах окружающих дизайнером можно стать за несколько месяцев. Отсюда и недоверие и недооценка отечественных специалистов.
 
"Еще одна проблема, – продолжает Игорь, – отсутствие опыта взаимодействия дизайнера и представителей производства. Исторически дизайн у нас возник не из-за экономической необходимости, а скорее как некое искусственное образование. Даже само слово "дизайн" было долгое время под запретом. Кстати, еще не так давно на некоторых предприятиях не было такой должности. Ты мог быть художником-оформителем, художником-конструктором или просто конструктором, но не дизайнером. Чтобы тебе подняли зарплату, нужно было сдавать на категорию конструктора. Вполне естественно, в такой ситуации мало кто из руководителей предприятий может воспользоваться возможностями специалиста в полной мере". 
 
Игорь рассказал и о том, что многие наши предприятия, копируют импортные аналоги. "С одной стороны это делается для минимизации рисков – ведь копируют, как правило, коммерчески успешные проекты. С другой стороны – для минимизации расходов – не надо платить дизайнеру. Для многих копирование кажется единственным выходом. Но если посмотреть на эту ситуацию шире, то все окажется не так уж и хорошо. Воспроизведение уже произведенного объекта – это повторение вчерашнего дня".
 
Изменить же непростую ситуацию в лучшую сторону удалось бы, по мнению дизайнера, если бы было больше мелких частных производственных компаний, которые в сравнении с предприятиями-гигантами обладают большей гибкостью, скоростью принятия решений и выхода готового продукта.
 
Еще одна идея – более активная популяризация промышленного дизайна: проведение специализированных выставок, конкурсов наподобие RED DOT в Германии или "Знака качества" в СССР, создание национальных премий, введение поощрения для отечественных производителей за внедрение авторских разработок белорусских дизайнеров.
 
Игорь Соловьев приводит в пример Россию, где программа господдержки промдизайна развивается достаточно давно и курируется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В стране проводятся научные исследования, открываются новые музеи, происходят различные мероприятия в сфере дизайна – идет его популяризация.
 
"Кроме того, в России больше частных производств, которые работают на внутренний рынок. Средний и малый бизнес, как правило, гибче подходят к вопросам, связанным с запуском и апробированием новых идей и проектов. У них более активно идет борьба за выживание и дизайн в ней используется, как реальный экономический рычаг".
 
"Нам, чтобы окупить затраты на производство, в большинстве случаев нужно ориентироваться на экспорт, а конкурировать с гигантами глобального рынка крайне не легко. Тем более, если предприятие обложено целым рядом ограничений и обязательств, а руководитель не смеет принять нестандартное решение под страхом уголовной ответственности. Тут можно пожелать только быть гибче. Возможно, нам придется стать не экспортной страной в плане товаров, а экспортной страной в плане идей".
 
При этом Игорь добавляет и то, что у нас не принято популяризировать имя дизайнера и приводит в пример IKEA: компания, ставя имя автора на каждом изделии, не только персонализирует предмет, но и продвигает шведский дизайн на мировом рынке. "В то же время за новыми моделями белорусских троллейбуса, автобуса и трамвая стоят фамилии конкретных дизайнеров: А. Длотовский, Д. Иванов, О. Куропатский, но об этом мало кто знает. Хотя имя шеф-дизайнера Фольксваген групп – Вальтер де Сильва – известно всем".
 
Однако было бы несправедливо говорить о безнадежном состоянии промышленного дизайна в нашей стране. Игорь отмечает и положительные моменты. К примеру, отрадно то, что услугами отечественных специалистов активно пользуются частные мебельные производства. Союзом дизайнеров Беларуси регулярно инициируется проведение тематических выставок и конкурсов. Налаживаются некоторые зарубежные связи, и у активных авторов есть возможность проявить себя. Проводятся яркие мероприятия, такие, как Design week Minsk. Игорь добавляет, что "к сожалению, мероприятие пока не стало таким масштабным, как хотелось бы – все, как всегда держится исключительно на инициативе нескольких человек. Думаю, что пока существуют неравнодушные люди, будет что-то происходить и у нас. Но не надо забывать, что на голом энтузиазме далеко не уедешь". 
 
В конце нашей беседы Игорь Соловьев дал оптимистичные прогнозы развития промышленного дизайна в Беларуси. "В нашей стране много древесины, у нас удобное географическое расположение. Я думаю, при правильном распределении ресурсов и расстановке акцентов, у нас перспективы очень хорошие. Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики был одним из самых сильных в Советском Союзе. Частично, мы еще пользуемся этим наследием. В Беларуси хороший человеческий потенциал. Есть люди готовые делать актуальные вещи, даже в существующих условиях".

Фото - Игорь Соловьев.

Читайте полную версию интервью с Игорем Соловьевым, участвуйте в обсуждениях на нашем форуме в разделе "Варианты дизайна" и изучайте компании, оказывающие услуги по дизайну помещений в Каталоге TUT.BY.
 
реклама
0061901