реклама
реклама

Обустройство дома


Смирнова Олеся,

Все мы слышали о знаменитом музее восковых фигур. А ведь не каждый знает, что куклы, выглядящие как живые люди, делают и белорусские мастера. Сегодня мы побеседуем с Ольгой Старинской – известным кукольником, создающим интерьерные куклы, чьи работы известны всему миру.
 
Интерьерные куклы создаются для декорирования интерьера, для любования. Какое еще предназначение есть у Ваших кукол?
Интерьерные куклы используются в интерьере, а создаются просто ради создания. Конечно, это не игровая кукла, она нужна для экспонирования в интерьере. К примеру, мои куклы нашли свое место в кафе, в домах и квартирах, причем в некоторых случаях для кукол были специально созданы ниши – такие, которые обычно делают для скульптур или ваз. Бывает и наоборот: не интерьер делается под кукол, а кукла под интерьер.
 
интерьерная кукла фото 1
 
Также куклы покупают люди, которым это нравится, которые это ценят. В частности –коллекционеры, которые приобретают куклы себе или в подарок. Мои куклы живут в Беларуси, но и в России, Аргентине, США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Израиле и некоторых других странах.
 
Бывает, куклу заказывают сделать по фотографии. В моей практике был такой случай: мне нужно было создать куклу по фото, правда, без буквального сходства, но с сохранением образа. Я изготовила несколько вариантов лиц, расписала их, чтобы заказчик мог посмотреть, как живопись ляжет на скульптурную пластику, и выбрать ту куклу, которую он хотел увидеть. Вообще, я считаю, что в интерьерную куклу нельзя вносить черты живого, реального человека: это уже ритуальность, магия. Ведь куклы сами по себе очень энергетичны, они живут своей жизнью.
 
Из чего Вы делаете лицо, руки, ноги и другие открытые участки тела?
Я работаю с керамической головой. Фарфоровая кукла – это классический прием. А вообще, интерьерные куклы делают из воска, дерева, полимерной глины, папье-маше, паперклея и других материалов. Сейчас кукольное производство вышло на промышленный уровень, появилась масса техник для создания кукол. Часто составляющие – импортные, но они уже стали доступными и нам. Уже практически в каждом специализированном магазине или отделе можно купить пластику для формирования головы и другие необходимые материалы.
 
кукла

кукла фото
 
Ольга, как Вы пришли к тому, чтобы стать кукольником?
Всему виной стал случай. В "голодные" 90-е я в метро столкнулась со своим знакомым, известным кукольником, художником-керамистом, Алексеем Мартыновым. Он тогда сказал: "Посмотри, что я делаю!", и показал мне кукольные головы, ручки, ножки. Он изготавливал эти элементы и затем отдавал их другим специалистам для создания цельных кукол в одежде.
 
Я заинтересовалась. Первый раз я сделала на его пластике куклу, и меня это заняло. Для меня создание кукол превратилось в хобби. Я – архитектор-реставратор, и изготовление интерьерных кукол для меня – обратная сторона медали моей основной работы. Почему хобби меня держит? Потому что я всю жизнь работаю в реставрации с памятниками архитектуры, где нельзя отступить ни на полшага влево, ни на полшага вправо. Что-то свое привнести нельзя, себя там быть не должно. Что бы ты ни делал, стараешься изъять себя из этого процесса. Главное – соблюдать СНиПы, нормы, и этот "кубик Рубика" держать в заданной программе, в определенным рамках. С куклой ты можешь импровизировать, самовыражаться, делать ее без оглядки на что-либо. Так постепенно я освоила ремесло и начала создавать свои куклы.
 
Сколько времени требуется на изготовление одной куклы и как происходит сам процесс?
Если делать интерьерную куклу каждый день, сутра до вечера, то на работу уходит больше месяца. Если же делать ее длинными зимними вечерами, то на изготовление уйдет гораздо больше времени. Есть и такой момент: начинаешь работать над куклой, и какого-то элемента не хватает. Тогда работу нужно отложить и подождать, пока придет вдохновение и осознание того, как делать куклу дальше. Бывает, что создание интерьерной куклы тормозят и технические моменты: ты придумал куклу от кончиков пятки и до макушки, начал с ней работать, но видишь, что чего-то для воплощения идеи недостает. И вдруг: приходит соседская девочка со жменей пуговиц, которые она у старого маминого халата вырезала. Ты берешь пуговицу и понимаешь, что теперь можешь сделать куклу всего за три дня. Ты понимаешь, что в сундуке есть ткань под эту пуговицу, под нее есть кусок кожи редкого цвета, у подруги есть вечернее платье, которое ей надоело. Так смотришь и понимаешь, что весь материал на куклу уже есть, осталось сесть и собрать ее. А вообще, для подбора материалов приходится ходить по всем магазинам, где можно купить необходимые недостающие элементы, в том числе по антикварным магазинам, блошиным рынкам.
 
На создание интерьерной куклы уходит много различных материалов.  Нужно купить пластилин, из него слепить первоначальную форму, по ней сделать отливку из гипса, проработать гипс и придать ему нужную форму. Потом из гипса надо снять еще одну гипсовую форму для отливки шликера (жидкой глины), высушить, произвести обжиг в специальной печи при температуре около 960-1200 градусов. Бывает, в печи фигура трескается, и тогда приходится все делать заново. Однако готовая кукла из фарфора получается достаточно прочной. 
 
Моя работа над куклой всегда начинается с лица. Я пишу глаза и чувствую, как кукла живет, как она дышит, какой у нее будет характер. Смотришь на нее глаза в глаза, иногда по несколько раз переписываешь и дорабатываешь. Что касается волос, то это парики. Я покупаю парики, разбираю их и потом заново собираю. Иногда волосы у кукол натуральные – из шиньонов, например. Кстати, прическа делается в самую последнюю очередь, чтобы в процессе создания куклы она не испортилась. Ресницы я клею или рисую. Детально прорабатываю и другие элементы – делаю куклам маникюр, педикюр.
 
интерьерная кукла

После того, как сделана голова, собирается подвижный, гнущийся каркас, который соединяет ручки, ножки и голову. Далее тело с головой я начинаю одевать в костюм. Одежда может быть съемная (полностью или частично) либо несъемная.
 
Готовая интерьерная кукла может принимать любые позы, и ее можно посадить, положить, подвесить за петельку на спине или экспонировать на подставке.
 
Я делаю в основном кукол "из прошлого", реже – из настоящего и из будущего. Были у меня персонажи и фантастические, сказочные (эльфы, Золушка, рождественские ангелы и другие).
 
Бывает ли так, что конкретный человек навеял определенный образ интерьерной куклы?
Да, бывает. Но иногда делаешь куклу по придуманному образу, а потом видишь, что она оказывается похожей на кого-то. У меня есть много идей, которые я еще не реализовала. Они в голове докручиваются, но все, что нужно для рождения куклы, еще не собрано. А бывают интерьерные куклы, четкий образ которых приходит за один день: для этого достаточно одной мелочи, и тогда начинаешь работать. Правда, в процессе изготовления, кукла все равно трансформируется: ее изменит какой-то случай из жизни. Ведь бывает, распланируешь день по часам, но миллион обстоятельств может изменить его кардинально. То же самое происходит с куклами: конечный результат никогда не бывает воплощением первоначальной идеи. Всегда есть место чуду, кукла тебя всегда ведет. А если этого не происходит – с ней неинтересно работать.
 
Ольга, расскажите о Вашей любимой интерьерной кукле.
Моя любимая кукла – это моя первая работа, потому что это незабываемое впечатление, оргазм, откровение. Эта кукла осталась у меня, потому что я ее делала для своей дочки. Кукла достаточно маленькая, очень скромная, представляет собой скандинавскую даму эпохи Возрождения, зовут ее Брунгильда. Что удивительно: моя пятилетняя дочь сразу поняла, что эта кукла не для игры. 
 
Остальные интерьерные куклы от меня уходят, и я люблю, чтобы они уходили. Я очень легко освобождаюсь от них. Я знаю, что для многих художников расставаться с куклами тяжело, ведь в работы так много вкладываешь. Я же легко куклы отдаю, легко продаю. Как только у меня с куклой закончился творческий процесс, все внутренние связи с ней тут же рвутся. Дальше она живет своей личной жизнью. Это как ребенок, который вырос, и должен уйти из дома.
 
Всего я сотворила примерно сто интерьерных кукол. Многих из них я подарила – подругам, племянницам на свадьбу. В нашей большей семье, включая родственников, есть традиция: всем, кто выходит замуж, женится я дарю кукол Ангелов-хранителей.
 
Где можно купить интерьерную куклу, и сколько она стоит?
Во-первых, куклу приобрести можно на выставке. В Беларуси кукольные выставки проходят вот уже более 10 лет. Это выставки "Балаганчик", которые ранее организовывала искусствовед Ирина Штефан. Ныне организацией и проведением кукольных выставок занимается Ирина Рожко. Участвуют в ежегодных выставках порядка нескольких десятков белорусских кукольников. 
 
Во-вторых, найти кукольника и заказать интерьерную куклу можно через интернет. Также существуют художественные салоны, где присутствуют куклы и где есть искусствоведы, владеющие информацией о кукольниках. Ну,  и конечно же, никто не отменял "сарафанное радио".
 
Что касается стоимости, в Беларуси интерьерную куклу можно приобрести за сумму от 200 до 5000 долларов. Цена зависит от многих факторов: материала изготовления, размеров изделия, степени мастерства и известности автора, степени проработки куклы и т.д.
 
готовая интерьерная кукла

проработка куклы
 
Можно ли сказать, что интерьерные куклы в Беларуси – это модно?
Да, можно. Потому что интерьерная кукла у нас появилась не так давно: в 90-х годах. Раньше мы знали лишь народную  куклу-оберег или игровую куклу. В советские годы наши интерьеры украшали в лучшем случае картины на стене или хрусталь в серванте. Сегодня интерьерная кукла – это модное направление, которое постоянно развивается. Об этом свидетельствует то, что у нас появляются новые материалы, приемы изготовления кукол, технологии, а также проводятся многочисленные курсы и мастер-классы по изготовлению кукол.
 
Как ухаживать за интерьерной куклой?
Основное средство – пылесос. Дополнительно можно использовать пароочиститель для кукольной одежды. Если одежда съемная, то ее можно постирать. Лица можно протирать влажной салфеткой, волосы же трогать не рекомендую. 
 
Ольга, дайте нашим читателям советы по выбору интерьерных кукол и их размещению в интерьере.
Чтобы выбрать "свою" интерьерную куклу, ее нужно почувствовать. Она должна на энергетическом уровне положительно сказываться на тебе и на твоей семье. Надо, чтобы ты чувствовал, что это "твое", что ты от куклы питаешься, а не наоборот, она от тебя.
 
Хорошо, если кукла по цвету и стилистике будет сочетаться с интерьером, но это не самоцель. Цветовая гамма в интерьере значит много, и идти откровенно на диссонансы смысла нет. Но мебель и другие предметы интерьера по сравнению с куклами вторичны. Это как с картиной: если ты купил картину Шагала, и она не сочетается по цвету с диваном, то диван лучше прикрыть подходящим по оттенку пледом.
 
Кукла на себя в интерьере берет многое. Она очень энергетичная, и занимает очень много энергетического пространства. К примеру, когда у меня дома бывает их много, я чувствую, что они начинают враждовать между собой, не любить друг друга. Поэтому важно, чтобы интерьерная кукла не выселила тебя из дома, и чтобы ты чувствовал, что кукла – это твоя поддержка.

Участвуйте в обсуждениях на нашем форуме в разделе "Декор интерьера" и изучайте компании, оказывающие услуги по дизайну помещений, в Каталоге TUT.BY.
 
реклама